Меню
16+

Аргунская городская газета «Аргун»

14.07.2023 14:45 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

УЧЕНЫЙ И ИНЖЕНЕР: ПРЕСТИЖНОСТЬ ПРОФЕССИЙ

Профессии и ученого, и инженера получили высокие оценки престижа. Основной аргумент в обоих случаях — их вклад в достижение прогресса и развитие будущего страны.

МОСКВА, 13 июля 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты исследования, проведенного в партнерстве с Фондом Росконгресс для первого Форума будущих технологий, о том, как россияне 18–55 лет представляют себе ученого и инженера. Презентация данных состоялась в рамках сессии «Образ будущего: общественное мнение о высоких технологиях» 13 июля на площадке Центра международной торговли.

КОРОТКО О ГЛАВНОМ:

· Топ-3 ассоциаций с образом ученого — умный, образованный (18%), Альберт Эйнштейн (10%) и занятие разработками, исследованиями, наукой (9%).

· Топ-3 ассоциаций с образом инженера — умный, образованный, компетентный (16%), человек, полный идей, что-то создает, конструирует (10%) и мужчина (7%).

· Считают престижной профессию ученого 51% опрошенных, непрестижной — 44%.

· Считают престижной профессию инженера 65% опрошенных, непрестижной — 29%.

· 74% хотели бы, чтобы их дети в качестве своего профессионального пути выбрали научную работу в области разработок будущих технологий.

Один исследует, другой чертит

Представления о профессиональных группах формируются под влиянием множества факторов, в том числе массовой культуры, и зачастую укоренившиеся стереотипы не совпадают с реальной картиной. В рамках проведенного исследования опрошенным предлагалось ответить на вопросы о том, как они себе представляют ученого и инженера. Результаты показали, что в этих образах есть совпадения, но все-таки каждый из них уникален.

Образ ученого более персонифицированный, с ним чаще ассоциируются конкретные персоналии (причем преимущественно физики): Альберт Эйнштейн (10%), Дмитрий Менделеев (8%), Михаил Ломоносов (4%), Константин Циолковский (2%). По 1% вспомнили Николу Теслу, Игоря Курчатова, Исаака Ньютона, Андрея Сахарова и Сергея Королева. Инженер воспринимается более абстрактно, конкретные фамилии практически не назывались (1% указали Сергея Королева).

Внешний облик ученого и инженера также не совпадают, но оба — мужчины (у ученого отсылка к мужскому полу встречается в 12% ответов, у инженера — в 15%). Ученый-женщина и инженер-женщина не звучат в ответах. Инженер предстает как человек молодой (4%) или средних лет (2%), а вот ученый имеет больше вариаций — он может быть и молодым, и в возрасте (по 3%), и средних лет (6%), и лет 50-60 (1%). Внешняя атрибутика профессии инженера более наполненная: он прилично одет, в костюме, рубашке, с галстуком (2%) или в халате (1%), в очках (2%), высокого роста, с прической, с портфелем (по 1%), кто-то говорит, что инженер — в рабочей форме или спецодежде и каске (по 2%). То есть инженер — и кабинетный работник, и человек на производстве. А вот во внешних характеристиках ученого, которые звучали в ответах, видится типичный кинематографический персонаж — в белом халате и очках (по 5%), по 1% считают, что ученый носит бороду, усы и ходит в костюме.

Мнение эксперта:

«Сейчас нет цельного образа. Был классический образ советского ученого — немного рассеянный человек в очках и в потертом пиджаке. Сейчас, понятно, он меняется — более молодой и бодрый. Но пока этот образ не сформировался. И мне кажется, что пройдет еще пять-десять лет — и этот образ появится. Но он должен сначала появиться в культуре, а не в популяризации», — научный журналист.

Отвечая на вопрос о том, кто такие инженеры, опрошенные достаточно часто давали ответы, касающиеся деятельности инженеров (в сумме 34% vs. 21% в ответах об ученом). Инженер — это человек, полный идей, он создает, изобретает (10%), а также работает в конструкторском бюро, он с линейкой и карандашом и что-то чертит (5%), он работает на компьютере, делает расчеты и строит графики (по 1%), совместно с учеными реализует новые разработки (2%). Вторая группа ответов связана с инженером-производственником — он занят в промышленности (4%), связан со строительством (3%) и эксплуатацией механизмов и оборудования (2%), он мастер на все руки и занят практическим трудом (1%). Еще 2% полагают, что инженер занимает руководящую должность (2%), у него высокая зарплата (1%). А вот представления о том, что делает ученый, менее детализированы: 9% полагают, что он занимается исследованиями и делает открытия (2%). В части ответов звучат конкретные науки: физика (2%), математика, медицина, химия (по 1%).

Мнение эксперта:

«За любым технологическим предпринимателем стоит очень сильный RND-центр, в котором множество ученых провели исследования. Так что есть большой временной отрезок между проведением исследования и готовностью технологии. Не бывает такого, что мы сегодня придумали какую-то технологию и тут же ее воплотили в жизнь. Цикл НИОКР[1] достаточно растянут по времени от фундаментальной науки до того момента, когда она находит свое фактическое прикладное применение», — физик, прикладная наука.

Если в образе инженера внешний и деятельностный компоненты более выражены, то характеристики личности и черты поведения в образах и инженера, и ученого звучат в ответах примерно одинаково (соответственно 36% и 39% ответов в общей сложности). И здесь опрошенные часто давали близкие по смыслу ответы: ученый и инженер воспринимаются прежде всего как умные и образованные люди (18% ученый и 16% инженер). По 2% считают обоих трудолюбивыми, занятыми людьми, которые отдают много времени работе, серьезными (по 1%), интеллигентными (по 1%). Но ученые чаще воспринимаются как люди, преданные своему делу (5% vs. 1%) и хорошо знающие свою работу, высокие специалисты в своей сфере (3%). А в отношении инженеров чаще звучат характеристики, указывающие на образование и склонности: человек с высшим или техническим образованием (по 2%), с техническим, математическим или аналитическим складом ума (по 1%). Отрицательные характеристики называются в единичных случаях: по 1% считают ученых странными, безумными людьми, а инженеров — неопрятными.

О престиже профессий

Профессии и инженера, и ученого воспринимаются большинством опрошенных как престижные, но инженер получает более высокие оценки — 65% vs. 51% (считают профессии инженера и ученого непрестижными соответственно 29% и 44%). Портреты тех, кто находит обе профессии престижными, схожи:

§ Профессию ученого считают престижной чаще других женщины (54% vs. 49% мужчин), молодежь 18-24 лет (56%), опрошенные со средним и средним специальным образованием (58% и 56% vs. 48% в группе с высшим образованием), с хорошим материальным положением (59% vs. 38% в группе с плохим материальным положением) и проживающие в небольших городах с численностью населения 100 тыс. чел. и меньше, а также в селах (60% и 55%).

§ Профессию инженера считают престижной чаще других женщины (67% vs. 63% мужчин), молодежь 18-24 лет (75%), опрошенные со средним и средним специальным образованием (70% и 66% vs. 63% в группе с высшим образованием) и с хорошим материальным положением (72% vs. 51% в группе с плохим материальным положением).

§ Ниже других оценивают престиж профессии и ученого, и инженера опрошенные с плохим материальным положением (57% и 42%) и жители Москвы и Санкт-Петербурга (59% и 38%). Аудитория с высшим образованием чаще других невысоко оценивает престиж профессии ученого (49%), как и 25-34-летние (51%), а 45-55-летние чаще говорят о невысоком престиже профессии инженера (39%).

Представления о том, почему профессии ученого и инженера престижные, основываются на их вкладе в будущее страны, развитие технологий, достижение прогресса (38% у ученого и 30% у инженера). Но престиж профессии инженера гораздо чаще объясняется также востребованностью (26%) и высокими зарплатами (21%), тогда как о востребованности профессии ученого опрошенные говорят в 6,5 раза реже (4%), а высокие зарплаты в этой сфере называют 8%. Полагают, что труд инженера — высококвалифицированный, поэтому престижный, еще 7%. 14% тех, кто находит профессию ученого престижной, указали на престижность не столько профессии, сколько интеллекта, ума, отмечая, что «умных должно быть больше; чтобы стать ученым, нужно быть умным». Еще 8% считают важным, что ученые работают на благо государства. Замечают поддержку ученых государством 5%, еще 4% полагают, что в этой сфере сегодня хорошее финансирование и создаются все необходимые условия для труда, а поддержку государством инженеров отметили 2%. В целом можно сделать вывод, что происходит «оттаивание» интереса к этим профессиям после 1990-х годов.

Мнение эксперта:

«Условно говоря, возьмем Безоса: у него много денег, супермиллионер, идеал — «Хочу быть таким же!» А теперь возьмем ученого, который навряд ли миллионер. Да, возможно, он сделал что-то, разработал новый тип реактора. Для знающих людей это вау, а для обывателя: „Ну и что? Я этот реактор в жизни не видел. Вон там Безос бегает красивый такой, денег много заработал“», — физик, директор проекта в НИИ.

Доводы тех, кто не находит профессии инженера и ученого престижными, совпадают в представлениях об оплате труда: каждый второй в этих группах указал на низкую заработную плату (47% об ученых и 48% об инженерах). Но остальные аргументы различаются. Низкий престиж профессии ученого часто связывают с нехваткой государственного участия в развитии науки — недостаточное внимание и финансирование (18% и 13%), низкая государственная поддержка и дефицит социальных гарантий (8%), незаинтересованность в развитии научных направлений (5%). Еще 10% отметили сложности с ограничениями в работе, блокировке исследований, а 9% указали на то, что большая часть наших ученых работает за границей. Часть опрошенных в этой группе говорили, что профессия непопулярна у молодежи, а труд ученых не ценится (по 7%), 6% полагают, что в науке плохие условия труда.

Несколько иная ситуация складывается с инженерами, на втором месте среди причин низкой престижности профессии стоит ее невостребованность — 21%, в отношении ученых этот вариант не звучал. Еще 17% среди тех, кто считает профессию инженеров непрестижной, отметили, что об инженерах мало говорят, нет рекламы профессии в СМИ, а эта сфера труда мало популяризована. Этот вариант также не упоминался в отношении ученых. По 6% полагают, что инженерам уделяется мало государственного внимания, а также что профессия не востребована у молодежи. Еще 5% указали на низкий уровень образования по этой специальности.

Анализ ответов о престижности и непрестижности профессий показывает, что престиж профессии воспринимается россиянами по-разному: для одних это социальная значимость результатов труда, для других — признание оплатой труда.

И может собственных Платонов … российская земля рождать

Исследование показало, что ситуация с популяризацией науки и инженерного дела требует большего внимания. Подавляющее большинство опрошенных не смогли назвать имена современных российских ученых или инженеров — 92%. Среди названных фамилий только две набрали 1% — это математик Григорий Перельман и физик, Нобелевский лауреат Жорес Алферов. Остальные варианты звучали в единичных случаях — Станислав Дробышевский (0,5%), Михаил Ковальчук, Татьяна Черниговская, Сергей Королев, Дмитрий Менделеев (по 0,3%). Важно отметить, что зачастую опрошенные припоминали далеко не современников, а людей прошлых эпох (М. Ломоносов, П. Капица, К. Циолковский и др.). Это говорит как о низком уровне знаний о современных ученых и инженерах, так и о слабой персонификации науки и инженерии, а также об отсутствии примера, ориентира для будущих поколений.

Мнение эксперта:

«Долгое время спикерами были люди более солидные и имеющие имя в научном мире. Они, как правило, средних, старших возрастов. Молодые ученые стали появляться на публике относительно недавно, года три-четыре назад. Это связано с внедрением программ, нацеленных на поддержку молодых ученых, и с тем, что российская наука довольно-таки молода. Если посмотрите на статистику, то у нас порядка 40% исследовательского корпуса — это люди в возрасте до 39 лет», — преподаватель вуза, исследователь науки и образования.

Будущие технологии

Ранее ВЦИОМ выяснил, что сфера технологий будущего знакома большинству опрошенных — 76%, а повысить свою квалификацию в этой области хотели бы еще больше — 83%, причем из них по 10% хотели бы получить квалификацию или повысить имеющуюся, а 63% — расширить свой кругозор в этой сфере. Мужчины в большей степени ориентированы на повышение квалификации (28% vs. 12% женщин), а женщины — расширить кругозор (69%). Чем выше уровень образования, тем чаще опрошенные говорят о желании повысить квалификацию или расширить кругозор в сфере технологий будущего (86% в группе с высшим и неполным высшим образованием vs. 72% в группе со средним образованием).

Сфера технологий будущего, по-видимому, воспринимается как перспективное направление, так как большинство опрошенных (74%) хотели бы, чтобы их дети в качестве своего профессионального пути выбрали научную работу в области разработок будущих технологий, не хотели бы — 16%. Положительный ответ чаще давали 18-24-летние (83%) и опрошенные с хорошим материальным положением (80% vs. 67% в группе с плохим), показатель увеличивается также в городах (74-78% vs. 70% в сельской местности).

Мнение эксперта:

«Дети — вообще большая, огромная неосвоенная ниша. Популяризация науки сейчас должна идти в сторону школы. Доля взрослых, кажется, „на плато“ — те, кто интересовался, и будут интересоваться. Расширяться аудитория вряд ли будет. А вот школьники — это аудитория, которая меняется каждый год. Во-вторых, она огромная, она другая. Она другая по компетенциям и в худшую, и в лучшую сторону (многие вещи из программы еще не выветрились из головы). Популяризация могла бы увязать школьную программу с интересной историей, но почему-то так сложилось в стране, что сообщество педагогов и сообщество популяризаторов науки не перемешиваются и живут совершенно раздельной жизнью», — научный журналист.

Исследование ВЦИОМ проведено в партнерстве с Фондом Росконгресс для первого Форума будущих технологий 3-4 июня 2023 г. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте 18-55 лет

Давайте поговорим об ученых. Какой образ приходит Вам в голову, когда Вы слышите слово «ученый»? Опишите его, пожалуйста.

(открытый вопрос, до 3-х ответов, % от всех опрошенных)

Конкретные персоналии

Альберт Эйнштейн

10

Дмитрий Менделеев

8

Михаил Ломоносов

4

Циолковский Константин

2

Курчатов Игорь

1

Никола Тесла

1

Королев Сергей

1

Исаак Ньютон

1

Илон Маск

1

Сахаров

1

Деятельность

Занимается разработками / изучением / исследованиями / наукой

9

Делает открытия

2

Физик / физик-ядерщик

2

Научный сотрудник

1

Математик

1

Ученый

1

Медицина

1

Лаборатория

1

Доктор

1

Химик

1

Имеет научные достижения/ звания

1

Обеспеченный/ зарабатывает хорошие деньги

1

Бедный

1

Внешние характеристики

Мужчина среднего возраста/ 30-50 лет

6

В белом халате

5

В очках

5

Молодой человек

3

В возрасте

3

Мужчина 50-60 лет

1

Седовласый / седой мужчина

1

Бородатый / носит усы

1

Обычный человек

1

В костюме

1

Характеристики личности, поведения

Умный / образованный / грамотный / высокоинтеллектуальный

18

Заинтересованный в своем деле / любящий свое дело / преданный науке

5

Знающий свое дело / специалист в своей сфере

3

Много времени проводит на работе/ отдает работе/ трудолюбивый

2

Целеустремленный

1

Квалифицированный / компетентный / профессиональный специалист

1

Прогрессивный / современный

1

Странные / безумные люди

1

Интеллигентный

1

Начитанный / любит читать / много читает

1

Талантливый / творческая личность

1

Серьезный

1

Постоянно совершенствуется/ развивается/ образовывается/ обучается

1

Другое

22

Затрудняюсь ответить

14

А какой образ приходит Вам в голову, когда Вы слышите слово «инженер»? Опишите его, пожалуйста.

(открытый вопрос, до 3-х ответов, % от всех опрошенных)

Конкретные персоналии

Королев

1

Деятельность

Человек, полный идей / создает что-то новое / конструирует / изобретает

10

Человек с чертежами / чертит/ с линейкой / с карандашом / работающий в конструкторском бюро

5

Человек работающий на производстве / в промышленности

4

Строитель / человек, связанный со строительством

3

Человек, занимающий руководящую должность

2

Эксплуатирует механизмы / оборудование / обслуживает оборудование

2

Реализует / воплощает научные разработки / работает в паре с учеными

2

Компьютер/ работает за компьютером

1

Улучшает / упрощает / дорабатывает технологии

1

Занимается практической деятельностью / мастер на все руки / умеющий работать руками

1

Человек делающий расчеты / диаграммы / графики

1

Человек имеющий высокую заработную плату

1

Нищий / бедный / человек с маленькой заработной платой

1

Внешние характеристики

Мужчина

7

Молодой человек (до 40 лет)

4

Человек в костюме / рубашке / брюках / галстуке/ прилично одетый

2

Человек средних лет / взрослый (от 40 лет)

2

Человек в каске

2

Человек в рабочей форме/ спецодежде

2

Человек в очках

2

Человек в халате

1

Человек с папкой / портфелем

1

Опрятный / чистый / с прической

1

Человек высокого роста

1

Черты характера, поведения

Умный / образованный / компетентный человек

16

Человек с высшим образованием

2

Человек, имеющий техническое образование

2

Трудоголик / высокая занятость

2

Ответственный человек

2

Человек с техническим складом ума

1

Человек с математическим складом ума

1

Интеллигентный

1

Человек, любящий свою профессию / преданный делу

1

Думающий / размышляющий / погруженный в свои мысли

1

Исполнительный/ выполняющий все поставленные перед ними задачи / эффективный

1

Стратег / имеет аналитический склад ума

1

Уставший / замученный человек

1

Активный / заинтересованный

1

Серьезный человек

1

Патриот / стремящийся улучшить жизнь людей и/или страны

1

Неопрятный

1

Другое

Нет особых отличительных черт / ничем не отличается от обычного человека

2

То же, что и ученый

1

Это я и/или член моей семьи

1

Другое

15

Затрудняюсь ответить

23

По Вашему мнению, в нашей стране профессия ученого является престижной или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-55 лет

Однозначно да

14

13

16

14

11

16

16

Скорее да

37

36

39

42

33

38

38

Скорее нет

33

32

34

32

38

33

28

Однозначно нет

11

15

8

9

13

10

12

Затрудняюсь ответить

5

4

3

3

5

3

6

Вы сказали, что профессия ученого в нашей стране является престижной. Поясните, пожалуйста, почему Вы так думаете?

(открытый вопрос, до 3-х ответов, % от тех, кто считает профессию ученого престижной, представлены варианты ответа, набравшие более 2%)

Человек, благодаря которому идет прогресс / развитие новых технологий / без ученых никуда / будущее за ними

38

Быть умным — всегда престижно / умных должно быть больше / чтобы быть ученым, нужно быть умным

14

Работают на благо людей/государства / полезные

8

Высокая зарплата / премии

8

Уважение / почет

5

Важная/значимая профессия

5

Поддержка государством науки / уделяется больше внимания

5

Востребованная профессия

4

Быть ученым — престижно везде и всегда

4

Хорошее финансирование выделяется / создаются условия для работы

4

Их не так много

3

Происходит возрождение / развитие науки / видны результаты

3

Высоко ценится

2

Авторитет

2

Интересная сфера деятельности

2

Другое

10

Затрудняюсь ответить

12

Вы сказали, что профессия ученого в нашей стране не является престижной. Поясните, пожалуйста, почему Вы так думаете?

(открытый вопрос, до 3-х ответов, % от тех, кто не считает профессию ученого престижной, представлены варианты ответа, набравшие более 2%)

Мало платят / низкая зарплата

47

Мало уделяют внимания науке / ученым / нет популяризации / мало говорят

18

Мало/нет финансирования науки

13

Большие ограничения / блокировки на исследования / аресты

10

Большая часть наших ученых работает за границей

9

Нет должной государственной поддержки / социальных гарантий

8

Не ценится труд ученого

7

Не популярная профессия / молодежь не стремиться быть учеными / нет мотивации

7

Плохие условия труда

6

Государство не заинтересовано в развитии ученых/ науки

5

Дорогое / долгое / сложное обучение

4

Нет разработок/ открытий/ нет внедрения в жизнь

3

Нет/мало ученых

2

Нет возможности развития / перспектив

2

Бюрократическая волокита

2

Высокая конкуренция / мало рабочих мест / отсутствие карьерного роста

2

Другое

12

Затрудняюсь ответить

3

По Вашему мнению, в нашей стране профессия инженера является престижной или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-55 лет

Однозначно да

16

16

16

17

14

19

15

Скорее да

49

47

51

58

54

47

41

Скорее нет

23

24

23

16

23

22

29

Однозначно нет

6

7

4

2

3

5

10

Затрудняюсь ответить

6

6

6

7

6

7

5

Вы сказали, что профессия инженера в нашей стране является престижной. Поясните, пожалуйста, почему Вы так думаете?

(открытый вопрос, до 3-х ответов, % от тех, кто считает профессию инженера престижной, представлены варианты ответа, набравшие более 2%)

Значимая профессия / создают новые технологии и/или технику / внедряют технологии / способствуют развитию страны / полезны

30

Востребованная профессия / рост промышленности в стране / дефицит кадров

26

Высокооплачиваемая должность

21

Престижная/уважаемая профессия

7

Высококвалифицированный специалис т/ умный

7

Делаю вывод на основании личных наблюдений / знаю лично человека в должности «инженер»

3

Ответственная должность

2

Много возможностей для самореализации / карьерного роста

2

Специалист с высшим образованием

2

Это руководящая должность

2

Высокий уровень поддержки со стороны государства/ социальная поддержка

2

Другое

11

Затрудняюсь ответить

14

Вы сказали, что профессия инженера в нашей стране не является престижной. Поясните, пожалуйста, почему Вы так думаете?

(открытый вопрос, до 3-х ответов, % от тех, кто не считает профессию инженера престижной, представлены варианты ответа, набравшие более 2%)

Низкооплачиваемая должность

48

Невостребованная специальность / сложно найти место работы / нет развития промышленности в стране

21

Мало информации о данной профессии / нет рекламы в СМИ / низкий уровень престижности профессии

17

Низкий уровень поддержки со стороны государства / низкий уровень социальной поддержки

6

Непопулярная профессия среди молодежи

6

Низкий уровень образования в стране

5

Недооцененная профессия

4

Низкий уровень финансирования проектов в этой области / нет новых разработок

4

Большой объем работы

3

Сложно понять какие обязанности выполняет данный человек / сложно понять, что это за профессия

2

Сложные условия труда

2

Сложно обучиться / мало заинтересованных в учебе

2

Другое

8

Затрудняюсь ответить

8

Знаете ли Вы, слышали о каких-либо современных российских ученых/инженерах или нет? Если да, то назовите их, пожалуйста.

(открытый вопрос, до 3-х ответов, % от всех опрошенных)

Перельман Григорий

1

Алферов Жорес

1

Дробышевский Станислав

0,5

Ковальчук Михаил

0,3

Черниговская Татьяна

0,3

Королев Сергей

0,3

Менделеев Дмитрий

0,3

Калашников Михаил

0,2

Панчин Александр

0,2

Капица Петр

0,2

Кулибин Иван

0,2

Курчатов Игорь

0,2

Циолковский Константин

0,2

Ломоносов Михаил

0,2

Пшеничный Валерий

0,2

Бокерия Лео

0,2

Попов (без уточнений)

0,1

Лобаев Владислав

0,1

Соколов Александр

0,1

Гинзбург Виталий

0,1

Оганесян Юрий

0,1

Касперский Евгений

0,1

Сурдин Владимир

0,1

Дугин Александр

0,1

Яковлев (без уточнения)

0,1

Ковалев (без уточнения)

0,1

Не знаю, не могу никого вспомнить

67

Другое

5

Затрудняюсь ответить

25

Скажите, пожалуйста, лично Вы хотели или не хотели бы в течение ближайших двух-трех лет получить больше знаний в области будущих технологий?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-55 лет

Да, хотел бы повысить имеющуюся квалификацию в области будущих технологий

10

14

5

10

12

8

9

Да, хотел бы получить квалификацию в этой сфере

10

13

7

9

11

11

8

Да, хотел бы просто расширить свой кругозор в этой сфере

63

57

69

68

61

64

62

Нет, не хотел бы получать больше знаний в этой сфере

16

14

18

14

15

16

19

Затрудняюсь ответить

1

2

1

0

1

1

2

Хотели бы Вы или не хотели, чтобы Ваши дети в качестве своего профессионального пути выбрали научную работу в области разработок будущих технологий?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-55 лет

Однозначно да

19

24

15

0

14

20

23

Скорее, да

55

51

59

83

61

54

49

Скорее, нет

12

11

13

17

11

11

16

Однозначно нет

4

5

3

0

6

3

4

Затрудняюсь ответить

10

9

10

0

8

12

8

[1] Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

72