Меню
16+

Аргунская городская газета «Аргун»

20.02.2024 20:35 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Мада–Хаджи из Энгеноя

Наши духовные ценности

Чеченцы, как и другие народы, всегда интересовались своей историей, но до конца 80-х годов были лишены возможности в полном объеме получать и распространять информацию о народе, его религиозных деятелях, исламских духовных наставниках и богословах. Для историков и исследователей были доступны отдельные источники об особо знаковых ярчайших личностях.

И только в период демократических преобразований многие закрытые ранее имена и темы стали доступными для широкого освещения, начались процессы религиозного возрождения. Одновременно с этим возросла и ответственность интеллигенции за распространяемую информацию, ее полноту, достоверность и трактовки. Ведь для формирования сознания молодого поколения очень важно проводить объективный анализ и выводы из исторического прошлого, не игнорировать и не идеализировать генетическое преемство между историей и современностью.

Исходя из этого понимания, решила поделиться информацией об односельчанах и предках. Сразу же отмечу, что наше родовое селение Энгеной богато именами духовных наставников, исламских проповедников и богословов, в их числе: Абдул-Мажид, Мада-Хаджи, шейх Салгери, шейх Селби, Магомед Тужиев, Дуьхиг-Хаджи, К1езиг-шейх, Умар-шейх, Сели-Хаджи, Къосум-Хаджи, Окка-Хаджи, Илес-Хаджи.

К тейпу Энгеной относятся также весьма почитаемые и уважаемые не только в нашей республике Элах-молла Батыров (Воккха молла), Дени-шейх (Деда) и его сын Бах1аудин Арсановы. И этот перечень можно продолжить…

Все эти личности были известными религиозными авторитетами, проповедниками накшбандийского течения суфийского ислама. Каждый из них внес свой ощутимый вклад в духовное развитие чеченского народа. При этом они не делили людей по тейпу или вирду, решительно пресекали любые попытки ставить одного эвлийяа выше другого, возвеличивать одних и умалять достоинства других. Это были личности, избранные высшими силами, наделенные умом, даром предвидения, душой болеющие за свой народ.

Отдавая дань их памяти, хочу более подробно поведать об одном из них, о нашем прадеде Мада–Хаджи. Конечно, мы знали о нем с детства, чтили и помнили, старались быть достойными его имени. Зиярт, где он захоронен, содержали в надлежащем состоянии, даже в советское время. Вместе с тем, к нашему большому сожалению, в силу объективных причин, сохранить в полном объеме его наследие, не удалось. Многие его труды и религиозные рукописи были утрачены в период депортации чеченского народа.

По имеющейся у нас информации, прибывшие в этих целях военные разрушали святые места и сжигали религиозные материалы. Аналогичным образом поступили с богословскими трудами и рукописями Мада–Хаджи, которые в это время были спрятаны на чердаке Зиярт. Но, к счастью, дагестанцы, переселенные в дома депортированных чеченцев, после того, как ушли военные, собрали их несгоревшую часть и впоследствии передали нашему односельчанину Амар-Али Хамсуркаеву. Таким образом эта часть наследия прадеда попала к нам, его потомкам.

Мы очень благодарны и дагестанцам, и нашему односельчанину за этот благородный и мужественный поступок.

Труды и рукописи Мада–Хаджи были написаны на классическом арабском языке, в настоящее время завершается работа по их переводу, систематизации и издании.

С сожалением приходится констатировать, что собирать более полную информацию о своем прадеде и его деятельности мы начали достаточно поздно, когда ушли из жизни старшие, близкие и родные люди, знавшие о нем не понаслышке. По нашим данным, Мада-Хаджи родился в Х1Х веке (точная дата неизвестна) в старинном чеченском селении Энгеной в семье уважаемого и почитаемого горца Инаркъа и Зайнап, приемной дочери Ташу-Хаджи Саясановского (Воккха-Хаьжи), похоронена у входа в его Зиярт.

Женился Мада на Заров (из тайпа Центарой). В семье было шестеро детей — три сына и три дочери:

- Зайналабди (потомки Зайналабдиевы),

- Ноъма (потомки Наумановы),

- Хусайн (дочь Зайна, потомки в Энгеной),

- Зайдат (потомки в Турти-Хутор),

- Халимат (потомки в Совраги),

- Петимат (потомки в Алерой).

По свидетельствам родных и близких, Мада — Хаджи с раннего детства стремился к знаниям, владел несколькими языками, много читал, самостоятельно изучал религиозные труды. Оставшиеся от него в наследство рукописи изобилуют цитатами из множества сочинений исламских богословов и свидетельствуют о его широкой эрудиции в самых различных областях суфизма, истории литературы и мусульманских преданий, которые было бы невозможно приобрести без систематического чтения и опытных учителей. Судить об источниках, из которых он черпал свои достаточно богатые и разнообразные знания и под влиянием которых формировалось его мировоззрение, сложно. Как известно, в то время получение образования отчасти было связано с путешествиями. В этих целях он тоже много путешествовал по различным аулам Чечни и Дагестана, общался с известными богословами и алимами.

По данным из разных источников и имеющимся свидетельствам, Мада — Хаджи проповедовал накшбандийское течение суфийского ислама. Являлся мюридом и одним из двух преемников Абзат (Абаст) — Хаджи. Духовным наставником Мада-Хаджи называют также Товсолта-Хаджи Курчалоевского. Имеющаяся информация дает основание утверждать, что его наставником был и Гази-Хаджи Зандакский. Подтверждение эта версия находит в книге Саид-Хасана Мусхаджиева «Гази-Хаджи Зандакский: «Пространство и время героя», в которой приводятся две ветви (равнинная и горная) Древа духовной преемственности силсила наставников накшбандийского тариката братства вирда Гази-Хаджи. В горную ветвь включен и Мада-Хаджи из Энгеной.

ДРЕВО ДУХОВНОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СИЛСИЛА НАСТАВНИКОВ НАКШБАНДИЙСКОГО ТАРИКАТА

БРАТСТВА ВИРДА ГАЗИ-ХАДЖИ ГОРНАЯ ВЕТВЬ

Гази-Хаджи

Умалат-Хаджи из Аллероя (ныне Ножай-Юртовский район) 

Мада из Энгеноя, (Ножай-Юртовский район)

Абазат-Хаджи (из Алероя)

Аьрзу (внук Орзы, старшего брата Гази-Хаджи)

Аслан-Гери внук Алдама, младшего брата Гази-Хаджи, имам с. Мескеты. Репрессирован в 1942 г.

Ахьмат-Гери, (1887 -1991) внук Алдама, младшего брата Гази-Хаджи

Заурби Эрсанбаев (имам с. Симсар в 30-40 гг. ХХ века)

Абу-Хьасан Эрсанбаев (имам с. Симсар)

Как известно, Гази-Хаджи Зандакский был учеником и духовным преемником Ташу-Хаджи. Идеолог и воин, проповедник мусульманского вероучения и государственный деятель в одном лице, принадлежит к плеяде выдающихся чеченских лидеров и духовных наставников XIX века, играл важную роль в идейно-политической жизни горского общества.

Именно этому направлению деятельности наставника следовал и Мада-Хаджи, богословская деятельность которого была нацелена на духовную составляющую, пропаганду и распространение классического ислама.

Большая заслуга Мада-Хаджи, прежде всего, в том, что впервые его усилиями в родовом селении Энгеной была открыта школа (хьуьжар) с преподаванием на основе арабской графики. Благодаря этому, не только энгеноевцы, но и жители других населенных пунктов, получили возможность приобрести устные и письменные знания, приобщиться к основам Ислама, читать и изучать подлинные труды известных богословов и проповедников. Обладая острым умом, знаниями, чистыми помыслами, мягким нравом, он умел привлечь сторонников, которые обретали в его лице наставника и друга.

Среди учеников (муталимов) были его верные мюриды, которые впоследствии совершили хадж, стали известными шейхами и продолжили духовный путь наставника. Наиболее одаренные из них, в целях продолжения пропаганды и распространения Ислама, направлялись в разные населенные пункты, в том числе: Галайти, Аьхкинчу-Борзе, Бачи-Юрт, Мелчхи. Среди них были его сын Хусейн, который служил имамом в мечетях Бачи-Юрт и Мелчхи, Усам-Хаджи Хантиев (Упа) из Аллерой, Ибрагим- Хаджи (сын его брата Дуьхиг-Хаджи) и другие.

Открытие хьуьжар свидетельствует о его мудрости, прозорливости ума и предвидении. Он видел страдания и тяжелую жизнь своего народа, изможденного и усталого в результате затянувшихся войн и понимал, что победу можно одержать не только с оружием в руках, но и силой знаний. И в тот сложный период, как и некоторые другие чеченские духовные наставники, Мада-Хаджи не исключал возможность повторения конфликта и высказывался в пользу поиска мирного дипломатического пути решения возникающих проблем. Свидетельством этого утверждения является и его послание потомкам, которое было зачитано в энгеноевской мечети в начале 90-х годов уважаемым человеком и муллой Саид-Ахмадом.

Почитаемый духовный деятель и проповедник Ислама Мада-Хаджи являлся одним из звеньев накшбандийской цепи преемственности.

Земной путь Мада–Хаджи был недолгим, в достаточно молодом возрасте он совершил хадж, скончался примерно в 40 лет, практически сразу же после возвращения из святых мест, похоронен в селении Энгеной Ножай–Юртовского района, здесь же находится его Зиярт и родовое кладбище его потомков.

Зеярат Мада-Хаджи

Постановлением Правительства Чеченской Республики № 231 от 03.09.2013 г. включен в региональный объект историко-культурного значения, как памятник наследия XIX века. Адрес объекта (местонахождение): Чеченская Республика, Ножай-Юртовский район, с. Энгеной.

Жовзан ЗАЙНАЛАБДИЕВА,

кандидат исторических наук

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

3