Меню
16+

Аргунская городская газета «Аргун»

22.02.2024 19:30 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ВСЕЛЕННАЯ ПОЭТА И ФИЛОСОФА МАГОМЕД-САЛАХА ГАДАЕВА

Мы живем в загадочном, ошеломляющем мире. С древнейших времен человек пытается понять, что представляет собой Вселенная, откуда она возникла, как она развивается, каково место человека в ней и т. д. В поисках истины мы строим ту или иную «картину мира».

Понятие научной картины мира — одно из фундаментальных понятий в науке. Общепринято, что научная картина мира — это систематизированный целостный образ окружающего мира, формируемый в сознании человека на основе имеющихся научных данных. Окружающий мир, как бесконечно сложная, развивающаяся система, всегда сложнее и богаче этого образа. На любом этапе развития науки (познание — это бесконечный процесс) можно создать лишь приближенный образ. По мере развития науки этот образ будет меняться, уточняться.

Большая часть философских работ М.-С. Гадаева посвящена созданию материалистической картины мира. В общей сложности он работал над этой проблемой более 20 лет. Передо мной стояла нелегкая задача. Нужно было изучить и проанализировать эти работы. Насколько мне это удалос, судить вам.

Было очень трудно и в то же время интересно и радостно изучать внутренний мир М.-С. Гадаева. Огромное счастье ощутить и впитать в себя те чувства и эмоции, с которыми он жил и творил. Читая его труды, я провел бессонные ночи. Было много споров, а порой и разочарований, пока я не понял одно. С ним спорить бесполезно. Лучше отбросить все, чему учили, и полностью погрузиться в его мир, в фантастический мир поэта-романтика М.-С. Гадаева. Я вместе с ним уходил в длительные космические путешествия в тот научно-фантастический мир, который он построил. Там было неописуемо интересно. Мы наблюдали за бурными процессами возникновения и развития Вселенной. Я видел, «как атомоподобное электромагнитное поле в виде тонкой материи движется к центру свертывающейся спирали, уподобляясь центростремительным спиральным волнам. Это движение приводило к чудовищным трениям, которые сопровождались сверхмощными взрывами. Из центра космической спирали выбрасывались газовые хлопья, которые приходили сначала в орбитальное, а затем в радиальное движение. Вопреки законам физики газовые хлопья вследствие трения нагревались до огромных температур. Затем все это остывало, образуя галактики и протогалактики. Мы видели, как протекают бурные ядерные и термоядерные процессы. Энергия превращается в вещество, а вещество в энергию. Эти процессы протекают на наших глазах, и все это происходит за миллиарды лет. Да! Именно за миллиарды лет. В этом мире много загадочного, фантастического. Многие процессы не укладываются в современные представления о строении Вселенной. Там не выполняются некоторые фундаментальные законы физики. Совсем по-иному там проявляется эффект Доплера, закон радиоактивного распада, да и модель атома Резерфорда «страдает неполнотой отражения реальных атомов». Многие процессы рождения и гибели галактик в мире М.-С. Гадаева не укладываются в обычные рамки современной науки. Он романтик. Мое недоумение рассеивается, когда я узнаю, что «давно пора пересмотреть эти устаревшие законы».

Я был студентом третьего курса, когда впервые услышал имя Магомед-Салаха Гадаева. Мой однокурсник Болатбиев ХӀарон, по большому секрету, дал мне почитать его статью по философии. Молодому поколению трудно представить ту атмосферу, которая была в обществе, «которое уверенными шагами строило коммунизм». Изучать можно было только марксизм-ленинизм и критику буржуазной философии с точки зрения марксизма. Любая другая литература по философии была строго запрещена. Поэтому появление этой работы в студенческих кругах было событием необычным. Если бы ее обнаружили у меня, то начались бы большие неприятности, которые могли закончиться исключением из комсомола, а следовательно, и из числа студентов университета. Я не удержался от соблазна и прочитал статью. Автор, опираясь на работы Ф. Энгельса, доказывал, что философскую картину мира должны создавать не физики, а философы. По его мнению, только это могло спасти марксистско-ленинскую философию от назревшего кризиса. Вывод в его статье был категоричным «нельзя этот важный вопрос отдавать на откуп физикам». Автором в тезисной форме излагалась и собственная картина мира. В этой части я практически ничего не понял. Я прочитал и вернул рукопись. Для меня тогда было непонятно, почему так тщательно скрывались эти рукописи. Никаких антимарксистских взглядов и высказываний там не было. Скорее наоборот, они опирались на работы Энгельса, и автор искал решения некоторых философских проблем физики с точки зрения диалектического материализма. Ответ на этот вопрос я нашел позже. Выяснилось, что он длительное время находится в заключении. Поэтому на его имя, как и на его произведения, был наложен строгий запрет.

Позднее, в аспирантские годы, я благодаря Имрану Усманову ближе познакомился с его поэзией. Я был зачарован. Его поэзия отличалась глубиной выражения чувств, внутренней скрытой тоской и необычайной грустью, она была совершенно оригинальна по звучанию и по глубине создания образа. О поэзии М.-С. Гадаева написано немало, но я уверен в том, что последнее слово еще не сказано.

Для меня стало очевидным, как важно сохранить и довести его произведения до широкого читателя. Однако в те далекие 70-е гг. об этом приходилось только мечтать. Реальные возможности печатать произведения М.-С. Гадаева появились в годы перестройки. На волне демократии и гласности мне удалось напечатать стихотворение М.-С. Гадаева «Даймахке сатийсар» в университетской газете «За кадры». Но это была университетская газета. Необходимо было прорваться на республиканский уровень.

Однако я не был членом КПСС, никого из обкома КПСС лично не знал. А такой вопрос мог быть решен только на высоком партийном уровне. Тут неоценимую помощь и поддержку оказал тогдашний ученый секретарь Чечено-Ингушского института истории, социологии и филологии, член КПСС, кандидат философских наук Ваха Юнусович Гадаев. Он повел меня к заведующему отделом пропаганды обкома КПСС Керимову Салману Сааевичу. Говорил и отстаивал нашу позицию Ваха Юнусович. Он кратко и четко изложил наши доводы и заявил, что творчество Гадаева М.-С. должно стать достоянием всего чеченского народа. Это нужно не ему, а нам, живущим на этой земле. Я не ожидал со стороны столь ответственного партийного работника поддержки и одобрения. Он дал добро и заявил, что всю ответственность берет на себя. Это был поступок, так как партия была все еще сильна и 6 пункт Конституции СССР о руководящей роли КПСС никто не отменял. Насколько я помню, после этого в республиканских газетах и журналах было опубликовано несколько стихотворений М.-С. Гадаева. Это был прорыв, это была победа.

Я не специалист по литературной критике. Однако в надежде на то, что читатель поймет и простит меня за лирическое отступление, хочу отметить одну сторону его поэзии, которая восхищает и поражает мое воображение. Это присущее ему умение «идти по лезвию ножа». Он прекрасно излагает свои чувства и желания, оставаясь в рамках чеченской этики и морали. Находит именно те слова, которые с максимальной глубиной и ясностью выражают его чувства. Так может только гений.

В письме, адресованному народному поэту Ш. Рашидову, М.-С. Гадаев пишет: «Я рад, что хотя бы один из моих тейповых братьев сможет понять мои философские произведения». Судьба сложилась так, что Шаид сам стал известным чеченским поэтом и писателем и проделал большую работу по сбору и подготовке к изданию произведений М.-С. Гадаева. В последние годы их по крупицам собирали сотрудники Академии наук Чеченской Республики. Эти произведения впервые выходят в этом издании. Мне досталась, на мой взгляд, тяжелая миссия дать оценку его философским произведениям.

В средствах массовой информации не раз делались попытки возвысить значимость его научных трудов и даже приписать ему авторство некоторых открытий. Я понимаю, что это делается из-за огромной любви к нему и к его творчеству. Возможно, я разочарую некоторых читателей, так как глубоко убежден в том, что он не нуждается в этом. Он вошел в историю как гениальный поэт, романтик и мыслитель, как человек трагической судьбы. Одного его стихотворения «Даймахке сатийсар» было бы достаточно, чтобы навеки прославить его. Поэтому я не считаю необходимым подвергать серьезной научной критике его работы по созданию материалистической картины мира. Насколько это было возможно, это сделано в рецензиях ведущих научных центров СССР.

В 1998 г. ко мне обратился редактор журнала «Орга» А. Шайхиев с просьбой написать предисловие к философским произведениям Гадаева М.-С., которые публиковались тогда в этом журнале. Мне было очень тяжело, так как невозможно было полностью понять и разобраться в той картине мира, которую построил М.-С. Гадаев. Это было обусловлено тем, что эта картина мира, как и любая другая, строилась на определенных гипотезах, которые нельзя доказать или проверить экспериментально. С другой стороны, М.-С. Гадаев пользуется понятиями и категориями, которые не устоялись в науке, и часто вкладывает в эти категории свой, известный только ему, смысл. Поэтому я вынужден был написать тогда, что эти работы представляют большую историческую ценность постольку, поскольку их написал гениальный чеченский поэт, романтик и мыслитель Гадаев Магомед-Салах. Этого мнения я придерживаюсь и сейчас.

Я внимательно прочитал все материалы, касающиеся философских работ М.-С. Гадаева, включая отзывы различных ученых. После долгих дискуссий мы решили включить эти материалы в данную книгу, ибо все, что касается этого человека, должно быть сохранено. В работах много новых интересных идей и гипотез. Хотя некоторые из них не выдерживают научной критики, но есть среди них и гипотезы, проверить которые на данном этапе развития науки невозможно. Они высказаны, но не доказаны. А вдруг через сотни лет...

Как отмечено выше, я не вижу смысла в подробном анализе материалистической картины мира М.-С. Гадаева с точки зрения современной физики. Наука ушла очень далеко за последние сорок лет. Многие модели, предложенные в те годы даже известными учеными, устарели. Созданы более современные модели строения Вселенной, которые учли последние достижения астрофизики. Возможно, когда-то и эти модели уйдут в прошлое и будут представлять только историческую ценность. Вселенная бесконечна, бесконечен и сам процесс познания. При этом фундаментальные законы, подтвержденные многолетней практикой и научными экспериментами, не могут быть пересмотрены без веских оснований и доказательств. С развитием науки уточняются границы применимости любого закона, но при этом нельзя огульно, без всяких доказательств, «пересматривать Ньютона, опровергать Резерфорда и Доплера».

Редколлегия после длительных обсуждений приняла решение напечатать как произведения М.-С. Гадаева, так и рецензии, составленные ведущими научными центрами бывшего СССР. Это существенно облегчает мою задачу и позволит читателю сделать собственные выводы.

Пытаясь понять, что являлось движущей силой, какие были мотивы, что толкало автора на этот титанический труд, я многократно перечитывал как сами произведения, так и рецензии. Почему он так страстно увлекся философией? Даже в письме к сыну он настоятельно советует ему изучать философию. В самые тяжелые времена, когда люди думали лишь о том, как выжить в нечеловеческих условиях спецпереселения, он отдает все свои умственные, духовные и физические силы изучению философии, физики, астрофизики и космологии, созданию собственной картины мира. М.-С. Гадаев десятилетиями жил в том мире, который он создал для себя. Он уточнял его, углублял свои представления о строении Вселенной.

При этом он не стремился защитить диссертацию или получить какие-то материальные выгоды. Главная цель — постичь тайны мироздания.

Читая его произведения, я каждый раз думал, как бы далеко он ушел, если бы получил базовое физическое образование. Для него нет авторитетов в науке. Он высказывает совершенно новые идеи и гипотезы. Не его вина, что они страдают отсутствием серьезной физической базы. Он без базового физического образования самостоятельно разобрался в сложных физических проблемах. Это законы радиоактивного распада, опыты Резерфорда, эффект Доплера и т. д.

Глядя на звездное небо, человек не может не интересоваться извечными вопросами: откуда берутся звезды и куда они исчезают? Что представляет собой Вселенная? Откуда она взялась? Имела ли начало? Будет ли конец? Во все времена люди хотели знать, как устроен и как возник наш мир, какое место мы занимаем в этом мире. Я уверен в том, что М.-С. Гадаева эти вопросы волновали значительно сильнее, они не давали ему покоя. Уверен, что пытливый ум и природный дар не давали ему спокойно любоваться только красотой звездного неба. В изучении глубин человеческой души он достиг больших высот. В своей поэзии он гениально раскрыл внутренний мир человека, дошел до самых отдаленных уголков человеческой души. Поэтому неудивительно, что он хотел с такой же глубиной постичь тайны мироздания.

Тут невольно на ум приходят слова Б. Пастернака:

Во всем мне хочется дойти

До самой сути,

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

М.-С. Гадаев был не только поэтом, он был романтиком и мыслителем. Его буйная натура не могла довольствоваться только поэзией, пусть даже и гениальной. Он написал учебник чеченского языка для 3 класса, он занимался грамматикой, графикой и орфографией чеченского языка.

Поэтому неудивительно, что он так страстно, со свойственной ему энергией и натиском, увлекся философскими проблемами естествознания. Как отмечалось выше, с древнейших времен человечество интересуется вопросами космологии. При этом взгляды на строение Вселенной менялись в зависимости от уровня развития науки. На смену мифам пришли различные модели строения Вселенной, которые уточняются и развиваются по мере развития науки. Наука формирует универсальные законы, а модели Вселенной должны базироваться на этих законах. Поэтому никак нельзя согласиться с категоричным выводом М.-С. Гадаева о том, что материалистическую картину мира должны создавать не физики, а философы. Даже такая постановка вопроса не совсем корректна, так как неважно, кто составляет эту картину, а принципиально важно, чем автор при этом руководствуется. Очевидно, что при создании такой модели необходимо базироваться на законах физики, астрофизики, астрономии.

Возвращаясь к вопросу о мотивах научной деятельности М.-С. Гадаева, отмечу, что, возможно, изучая философию, он увидел стройное дерево исторического материализма. Он увидел, как красиво и строго укладывается историческое развитие в схему исторического материализма. Смена общественно-экономических формаций, закон единства и борьбы противоположностей, переход количества в качество. На этом фоне, по его мнению, бледно выглядит проявление законов диалектического материализма в естествознании. Он видит недостатки и противоречия существующих моделей материалистической картины мира. Предложенные физиками картины мира, по его мнению, не укладываются в рамки диалектического материализма. Причину таких противоречий М.-С. Гадаев видит в том, что философы отдали эту проблему на откуп естественникам, а они, по его же мнению, увлеклись «математическим методом». Автор, будучи уверенным в том, что материалистическую картину мира должны построить философы, стремился построить такую картину мира сам.

При внимательном изучении научных работ и писем М.-С. Гадаева бросается в глаза то, что он часто ссылается на работы Ф. Энгельса и даже значительно преувеличивает их значение. Очевидно, что это было обусловлено тем, что в те годы это было необходимо, и он вынужден был следовать общепринятым нормам. Не следует забывать, что он, как и все ученые СССР, находился в определенных рамках марксизма-ленинизма. Иначе и не могло быть в 40-50-е гг. ХХ в. Он спецпереселенец, он заключенный. Этот статус так же ко многому обязывал.

На мой взгляд, особого внимания заслуживает его работа, посвященная чисто философской проблеме односторонности трактовки закона о переходе количества в качество. Он ставит и решает вопрос о возможности и необходимости обратного перехода качества в количество. Я не знаю, ставился ли в таком виде этот вопрос до него или нет, но уверен в том, что он самостоятельно пришел к этим выводам. Надеюсь, что философы дадут объективную оценку этой работе после выхода в свет этой книги. Следует отметить, что М.-С. Гадаев глубоко изучил диалектику. Это бросается в глаза при чтении его философских работ. Когда он обсуждает философские проблемы, невольно любуешься стройной логикой суждений, искусством ведения полемики. Он одарен богатым воображением и не скован какими-то рамками. Ему свойственны оригинальность и независимость творческого мышления, смелость гипотез и фантастический полет мысли, наблюдательность и способность к абстрагированию, энтузиазм и настойчивость. Он способен без оглядки окунуться в неизведанные тайны природы и человеческой души. Не зря о нем так красноречиво и емко сказал поэт Ахмад Сулейманов: «Такие люди, как Магомед, приходят на эту землю только один раз за тысячи лет». Магомед-Салах после себя оставил богатое духовное наследие. Наследие, которое занимает достойное место в ряду общечеловеческих духовных ценностей.

Кажется, все! Надо завершить путешествие в романтический мир М.-С. Гадаева и вернуться в этот жестокий реальный мир. Меня охватывает внутренняя грусть и тоска. Я не хочу уходить оттуда. Там все прекрасно, а самое главное, этот мир построен гениальным поэтом и мыслителем Магомед-Салахом Гадаевым.

Дала декъала войла иза!

Р.Х. ДАДАШЕВ,

доктор физико-математических наук, профессор, академик Академии наук Чеченской Республики

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

2