Меню
16+

Аргунская городская газета «Аргун»

07.04.2024 08:30 Воскресенье
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Дарили ли чеченцы Гитлеру белого коня?

Интересно, что современные чеченские и ингушские исследователи, отрицая факт сотрудничества вайнахов с нацистами, помимо прочего утверждают: "Английский журналист А. Верт, вхожий в кабинет Сталина, в своей книге «Россия в войне 1940-1945 гг.» опровергает утверждение, что чеченцы подарили Гитлеру белого коня.»

Думаю, те, кто интересуется историей Кавказа, слышал байку о том, как чеченцы и/или ингуши поднесли в подарок фюреру красивого белого скакуна и дорогую сбрую. Вариантов этой легенды, как мне удалось выяснить, довольно много и фигурируют в ней в качестве действующих персонажей не только вайнахи, но и представители других северокавказских народов. Просто чеченцам и ингушам чаще всего "ставят на вид" сотрудничество с гитлеровцами, поэтому "чеченская" версия легенды о белом коне более популярна.

Как мы помним, в книге Абдурахмана Авторханова "Народоубийство в СССР. Убийство чеченского народа" сообщается, что повстанческое движение в чеченских горах, действительно, было, причём оно началось ещё задолго до Великой Отечественной, ещё когда, по словам Авторханова, "Сталин находился в союзе с Гитлером". Чеченские повстанцы действительно готовы были встретить немцев хлебом солью при определённых условиях (признания последними "полной независимости Кавказа"). Однако, сотрудничество с нацистами ограничилось лишь несколькими неудачными попытками заброски групп диверсантов на территорию Чечни и Ингушетии и приёмом А. Авторханова на немецкую службу в качестве внештатного пропагандиста на Кавказском фронте. До территории самой Чечни Вермахт так и не дошёл, поэтому местные повстанцы, даже если бы и очень хотели подарить красавца-коня с золотой сбруей "Гитлеру — освободителю", не имели такой возможности.

Интересно, что современные чеченские и ингушские исследователи, отрицая факт сотрудничества вайнахов с нацистами, помимо прочего утверждают: "Английский журналист А. Верт, вхожий в кабинет Сталина, в своей книге «Россия в войне 1940-1945 гг.» опровергает утверждение, что чеченцы подарили Гитлеру белого коня.»

Откроем книгу Верта и прочитаем, что там на самом деле написано:

«По отношению к тем горцам Северного Кавказа, среди которых преобладали мусульмане — чеченцам, ингушам, карачаевцам и балкарцам, — немецкая армия проводила «либеральную» политику. Им давали обещания ликвидировать колхозы, открыть мечети и церкви и уплатить за реквизированные товары, причем доверие народа намечалось завоевать «образцовым поведением», особенно по отношению к женщинам. В Карачаевском районе был создан Карачаевский национальный комитет. То же самое происходило и в Кабардино-Балкарии. Хотя немцам не удалось проникнуть глубоко в Чечено-Ингушскую АССР (к югу от Грозного), среди этих двух народностей нашлись отдельные элементы, сочувствовавшие немцам. Немцы, видимо, сумели набрать среди своих мусульманских друзей на Кавказе лишь очень немного солдат, а когда немецкая армия стала отступать на север, самые активные коллаборационисты, естественно, последовали за ней. Грандиозный план завоевания Среднего Востока с помощью кавказских горцев провалился.

И далее…

11 февраля 1944 г. Верховный Совет СССР принял постановление о «ликвидации» мусульманских районов. В 1946 г., когда я посетил Кисловодск, Нальчик, Владикавказ и другие города Северного Кавказа, там все еще говорили о «ликвидации» чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев. В течение нескольких дней все граждане этих народов были погружены в железнодорожные вагоны и отправлены на восток, как сказал мне в Нальчике один кабардинец. «Страшно было видеть, как их всех отправляют — мужчин, женщин и детей; но организовано это было очень здорово — да, да, ужасно здорово». — «А как с кабардинцами?» — спросил я. «Знаете, — сказал он, — нам удалось отделаться несколькими синяками и шишками. Некоторые из наших людей тоже делали глупости. Одному кабардинскому князю, который жил высоко в горах, не пришло в голову ничего лучшего, как послать великолепного белого коня самому Гитлеру».

То есть "чеченскую" версию легенды англичанин не опровергает, а рассказывает другую — "карачаевскую". Вообще то, как я написал выше, вариантов легенды очень много. Чуть ли не у каждого северокавказского народа имеется "свой конь", дарение которого Гитлеру (немцам), оному народу приписали недоброжелатели из числа соседних народов. На мой взгляд, самая правдоподобная версия (по крайней мере, в ней фигурируют реальные ФИО дарителей, дата и место произошедшего события), изложена в документальной повести Андрея Попутько и Юрия Христинина «Именем ВЧК» (Ставропольское книжное издательство, 1988 год. Вопрос же о достоверности изложения оставим на совести авторов издания.

Маленькая предыстория. Когда немецкие войска вступили на территорию компактного проживания карачаевцев и балкарцев (Карачаевская АО в составе РСФСР), из числа пошедших на сотрудничество с немцами представителей этих народов (хотя их скорее можно назвать одним народом — как адыгов и кабардинцев) был сформирован "Карачаевский национальный комитет", видные представители которого заняли ответственные посты в оккупационной администрации. Например Маджир Кочкаров стал бургомистром занятого немцами Кисловодска.

Именно Маджир Кочкаров с «сотоварищами», по версии Попутько и Христинина, подарил нацистам коня. Произошло это на празднике Ураза-Байрам в Кисловодске в 1942 году, когда на празднование к качестве почётных гостей были приглашены немецкие офицеры. Всем было известно, что бургомистр Кисловодска Маджир Кочкаров пригласил на праздник главнокоман-дующего Северо-Кавказским фронтом генерала Клейста и других высоких фашистских чинов. На торжественную встречу прибыл весь состав «национального комитета» во главе с Байрамуковым. Бургомистр заранее позаботился о веселье — были определены танцоры, чтобы блеснуть перед высокими гостями искрометной лезгинкой, и исполнители кавказской музыки на гармошке, бубне, зурне. Также было приготовлено много дорогих подарков.

И вот подъехала машина генерала в окружении большого кортежа автомобилей и мотоциклистов, Члены «комитета» приветствовали «освободителей». Кады Байрамуков и Маджир Кочкаров выступили с приветственными речами, в которых заверяли гостей в своей верности «новому порядку» и преданности Гитлеру. В подтверждение этих слов по заранее составленному сценарию Добай Тотуркулов вывел в круг восторженных гитлеровцев красивого белого коня с позолоченным седлом.

— Этого карачаевского красавца, — указал он на скакуна, — а также кавказский костюм с кинжалом мы дарим лично великому фюреру в знак нашей верности! Просим передать наш подарок...

— Хайль! — закричали удивленные приятной неожиданностью фашисты. — Хайль Гитлер! С вашей помощью, господа, мы победим большевиков!

Генералу и окружавшим его офицерам были торжественно вручены черкески, пояса с серебряными наборами, кинжалы в позолоченных чеканных ножнах. Клейст был весьма растроган и, в свою очередь, подарил им четыре корана в знак уважения мусульманского праздника ураза-байрам. А затем за заслуги перед германской армией вручил награды — кресты из слоновой кости Кады Байрамукову, Маджиру Кочкарову, Магомету Байчорову, Добаю Тотуркулову, кадию Карачая Ибрагиму Кубаеву и некоторым другим предателям.

Справка о Маджире Кочкарове (1 ноября 1907 — 3 марта 1970). В его бургомистерство Кисловодск стал юденфрай (свободным от евреев). В городе были убиты, как утверждала советская пропаганда, тысячи евреев, коммунистов, советских партийных работников и членов их семей. В отличие от других коллаборационистов, Кочкаров избежал попадания в руки СМЕРШа и НКВД, бежав в Турцию. В Турции он написал две книги на турецком языке о Советском Союзе. В первой книге он рассказывал о том, почему и как началась Октябрьская революция, о надеждах и ожиданиях своего народа, о том, что большевики обещали дать народу и что в результате принесли ему. Кочкаров писал о том, что правительство разочаровало его, нарушив данные им обещания, обманув массы людей в лучших ожиданиях. Разочарование в Советской власти толкнуло его на путь сотрудничества с гитлеровцами. В своей второй книге Маджир анализировал коммунизм и давал свой прогноз будущему Советского Союза, который сбылся (развал оного). Правда, сам экс-бургомистр Кисловодска до этого не дожил — он умер в 1970 году в США, куда переехал из Турции вместе с семьёй в 1962 году.

Лема ГУДАЕВ,

Заслуженный журналист ЧР

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

6